Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Учимся ориентироваться в пространстве

Дата: 31 мая 2022 в 16:42

     Возможности ребенка с нарушением зрения в самостоятельной ориентировке и передвижению в пространстве  значительно ограничены. Сложности его зрительно-пространственного восприятия зачастую обусловлены нарушениями глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине пространства, расстоянии между предметами, т.е. нарушена стереоскопическая информация.  Этим объясняется низкий уровень социальной адаптации маленького человека, его мобильности, сложности контакта с окружающим миром. Чем раньше начинается обучение, тем больших успехов  достигают дети с нарушениями зрения в усвоении знаний и овладении практическими умениями по ориентировке и мобильности.

          Обучение  пространственной  ориентировке  осуществляется  поэтапно.  

         В возрасте 3-4 лет надо продолжать учить детей называть правую и левую руки, ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части его тела.  Взрослые должны во время одевания и раздевания ребенка, во время умывания и купания, кормления постоянно повторять пространственные обозначения частей тела. Например: «Эта рука правая (взрослый дотрагивается до руки ребенка). Возьми ложку в правую руку».  Таким образом, ребенок учится употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей его тела.   Для облегчения и ускорения этого процесса рекомендуется  родителям  чаще играть с малышом. Например, на левую руку  ребенка можно надеть детские часики, игрушечный браслет, на правой руке – завязать бантик. Делать это надо  каждый день, долгое время, пока ребенок не запомнит, какая рука правая, а какая левая.  Обращаю  внимание родителей на то, что в их словаре  не должно быть неточных слов: «та, эта, там, туда, тут».

         Начинайте учить малыша  ориентироваться в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя». Предложите ему такие задания как: «Покажи рукой (флажком) направо от себя», «Иди вперед», «Поставь  игрушку слева от себя».  Для того чтобы ребенок  увереннее ориентировался в своей квартире, в доме, можно  использовать различные ориентиры (звуковые, осязательные, цветовые и световые, обонятельные), которые помогали бы ему узнавать, где он находится, и самостоятельно передвигаться по помещению.  Очень полезны упражнения в самостоятельном передвижении на звук.  Например,  на голос мамы, на звуки игрушек  это могут быть колокольчик, погремушка, бубен, дудочка, звонок телефона и т.д.   Целесообразны  такие упражнения, как  «Иди в ту сторону, где мама разговаривает», «Покажи рукой в ту сторону, где звонит телефон». Советуем  постелить на пол в комнате яркий ковер, положить  пушистый  цветной  коврик  перед диваном, поставить на один столик большие и громко тикающие часы, на другой - крупную вазу с яркими цветами; повесить  или поставить светильники с абажурами разного цвета в разных местах квартиры. Эти предметы станут хорошими  ориентирами, потому что ребенок может легко воспринять их с помощью различных органов чувств.

         Учите своего малыша очень внимательно «прислушиваться» к тому, что чувствуют его ноги, когда он переходит  из одного помещения в другое, различать изменение покрытия пола в разных помещениях вашей квартиры: в комнате паркет, на кухне - линолеум, а в ванной – кафель. Надо обращать внимание ребенка также  и на различные запахи, свойственные предметам, продуктам. Ведь запахи  характеризуют не только какие-то отдельные предметы, но и свидетельствуют о деятельности людей. Например: борщом, который готовят, пахнет на кухне, шампунем или стиральным порошком - в ванной. 

         Столь же важно  умение ориентироваться в малом пространстве (например,  на поверхности стола). Когда ребенок кушает, обращайте его внимание на то, что тарелка  стоит перед ним, ложка лежит справа, а хлеб слева от него. 

В возрасте 4-5 лет необходимо закреплять все сформированные навыки ориентировки с использованием нарушенного зрения, а также слуха, осязания, обоняния.  Постепенно усложняйте  те задачи,  которые вы ставите перед ребенком. Ему пора  научиться  располагать и находить в окружающем пространстве игрушки и предметы  по вашим словесным указаниям: «Найди игрушку, я спрятала ее в шкафу на нижней полке». «Поставь игрушку на стол слева».  «Расскажи, где была спрятана игрушка?». «С какой стороны от тебя стоит шкаф?». «Найди картинки с одинаковым расположением игрушек», «Что изменилось?», «Куда села бабочка?» и т.д. 

           Важно  упражнять  детей  в  определении   взаиморасположения  предметов:

Предложить рассмотреть картинки и рассказать о взаимоположении предметов. Например: Кто в коробке, кто за коробкой?  Что на столе, что за  столом? Кто перед коробкой? Кто за стулом, кто под ним?

         Обращайте внимание ребенка на различные звуки, шумы  не только в своей квартире, в доме,  но и во время прогулки во дворе, похода в магазины,  в поликлинику, в гости.  Продолжайте  учить его различать звуки  и определять, с какой стороны  расположен звучащий предмет. Например,  дома: «Послушай внимательно. Что ты слышишь? Правильно, звонит телефон. Покажи рукой в эту сторону. С какой стороны от тебя звонит телефон? Правильно,  справа от тебя». Во дворе: «Прислушайся! Слышишь голоса детей? Покажи рукой в ту сторону.  С какой стороны  от тебя слышны голоса? Правильно,  слева от тебя. Там песочница, в которой играют дети. Мы пойдем туда».

         Слабовидящего ребенка необходимо упражнять контролировать    свои действия в процессе передвижения в пространстве с помощью зрения.  Такие умения очень  пригодятся ему для самостоятельной  ориентировки в большом открытом пространстве. Приобретенные ранее навыки  ориентировки  с помощью осязания  тоже нуждаются  в закреплении. Например, во время  прогулки  учите  ребенка  различать  дорожки  с разным  покрытием: асфальтовые, посыпанные гравием, песком; находить  границу  между  утоптанной детской площадкой и частью двора, засаженной травой.

         Ребенка 5-6 лет  обязательно надо учить самостоятельно ориентироваться во дворе, на ближайших улицах. Постепенно усложняйте задачи, которые  вы  ставите  перед ним. Так,  обращая его внимание на звуки  машин,  предлагайте  по шуму  определять приближающийся  или удаляющийся автомобиль, скорость, с которой он едет (медленно или быстро), какая это машина – грузовая или легковая. Познакомьте ребенка с правилами поведения на улице.  Учите его различать  мостовую и тротуар, находить границу между ними. Неоднократно  объясняйте  и показывайте,  в каком месте и как  надо переходить улицу, напоминайте, что надо быть  очень внимательными, прислушиваться к тому, что происходит вокруг.  Обращайте внимание ребенка  на запахи, свойственные некоторым  магазинам,  учреждениям (аптека, парикмахерская, булочная или пекарня, рыбный или хозяйственный магазин). Постарайтесь научить своего малыша  ориентироваться по различным предметам  и объектам,  расположенным в пространстве, которое он осваивает (двор, улица).  Успеху способствуют  такие упражнения: «Дойди до скамейки, домика, горки, качелей, лесенки.  Скажи, в каком направлении надо  идти». «Найди во дворе домик. Расскажи, где он расположен». «Расскажи, как пройти  от качелей до песочницы». «Покатай зайчика на машине по дорожке. Скажи, в каком направлении едет машина».  «Покатайся на велосипеде по дорожкам.  Расскажи, в каком направлении ты ездил».  Подобные упражнения  и игры  можно  проводить, пользуясь  не только предметными, но и цветовыми или световыми ориентирами.

         Если ребенок  не может правильно описать пространственное расположение  каких-то объектов или направление  своего движения, дайте  ему словесный образец, предлагая повторить текст за вами.  Для развития  умения ориентироваться  по звуковым сигналам,  используйте  следующие игровые упражнения: «Иди за звучащей игрушкой», «Покажи рукой  в ту сторону, откуда слышишь звук», «Расскажи, где расположен звучащий предмет (справа от меня,  впереди, позади меня), «Иди в ту сторону, откуда позвали», «Скажи, в каком направлении ты пойдешь». Продолжайте  развивать у ребенка самоконтроль: умение контролировать самому все его действия и передвижения в пространстве.  Для успешности ориентировки в пространстве  важно научить малыша  внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого.

       Для старших дошкольников очень актуально рисование по клеткам, вписывание в клетки геометрических фигур, использование клетки как условной мерки для изображения предмета соответствующей величины и др. Все эти упражнения способствуют развитию зрительного опыта детей с нарушением зрения. А предлагаемые задания комплексно решают общеобразовательные и коррекционно-компенсаторные задачи в период подготовки детей с нарушением зрения к обучению в школе.

           Часто родители жалуются на дефицит времени. Действительно, все мы устаем на работе. Многие мамы работают, причем подолгу. Приходят домой поздно. Спорить с этим трудно. Воспитывать детей - это большая нагрузка.  Но это еще и большая ответственность.  Родители должны понять главное: ребенок не растет сам по себе. Не тешьте себя иллюзией, что без усилий со стороны взрослых вырастет прекрасная роза. Живучий бурьян - пожалуйста, сколько угодно. Но культурное ухоженное растение вырастет лишь там, где за ним ухаживают. 

                  Учитель-дефектолог высшей квалификационной  категории  Полещук Валентина                    

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.