Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Родины. Отсюда следует, что нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.
Целью педагогической деятельности является создание предметно-развивающей среды в детском саду, способствующих воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- развивать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Вооружённых сил Республики Беларусь
Нравственно-патриотическое воспитание детей – разносторонний педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств. Исходя из этого, работу следует проводить, включая целый ряд тем:
-воспитание любви и привязанности к своей семье, к детскому саду, поселку, городу, к родному краю;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание чувства уважения к труду;
-расширение представлений о малой родине;
-знакомство с символами города и Республики Беларусь.
Работа над данными темами проходит через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни, так и на занятиях. Уровень представлений детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано, какие методы используются, как организованна предметно – развивающая среда в группе.
Педагогические средства, используемые в работе:
1. Формы проведения: занятия, развлечения, викторины, экскурсии, чтение художественных произведений, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность.
2. Форма организации: коллективная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
3. Методы:
- словесные – беседы, рассказы, чтение художественной литературы, прослушивание аудиокассет, встречи с горожанами.
- наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, фото, слайды.
- практические – дидактические игры.
4. Приемы: разъяснения, указания.
Работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств следует начинать с детьми младшего дошкольного возраста. Быть патриотом, значит, чувствовать привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей семье, к своей Родине. Уже с этого возраста неоспоримое влияние на воспитание оказывает фольклор: сказки, потешки, прибаутки. Через фольклорные произведения, из поколения в поколение передаются такие нравственные качества как добро, дружба, трудолюбие. В старшем дошкольном возрасте используется художественная литература и фольклор. Они несут в себе черты национальных традиций, содержат информацию о родном крае, культуре народа, помогают узнать детям традиции, обряды. Ребята с удовольствием участвуют в народных праздниках с играми, плясками, песнями.
Ребенок начинает познавать Родину также через ближайшее окружение: свою семью, детский сад. Дети учатся наблюдать за работой взрослых в детском саду: няни, повара, дворника. Затем дети узнают, где и кем работают их родители и члены семьи. Необходимо донести до ребенка, что все они делают так для того, чтобы наш город становился красивее, и людям в нем жилось лучше. Далее происходит знакомство детей с историей города. Проводятся экскурсии по улицам, ребята знакомятся с достопримечательностями города, названиями улиц. Необходимо стараться вызвать у детей гордость за героев–земляков (В. З. Хоружей, М. П. Котловец, Ф. Г. Нелидов) в честь которых названы улицы.
Через экскурсии в парковую зону города дети знакомятся с растениями, деревьями нашей зоны, рассматривают насекомых, проводятся беседы о значении содержания её в чистоте. Детей нужно подвести к выводу: «Только от нас зависит, будет ли наш край красивым». Знакомство с родным краем вызывает у ребят положительные чувства и эмоции, а также стремление изобразить то, что увидели. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему краю, родной природе, позволяют им создать выразительные образы, основанные на собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
Используя карту, знакомим детей с Республикой Беларусь и её символикой (герб, гимн, флаг).
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию огромное значение имеет семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания ребенка позволило значительно повысить его эффективность. В работе с родителями целесообразно использовать различные формы опросов, анкетирование, наглядную информацию (стенды, выставки и др.).
Семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому необходимо обсуждение с родителями возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху.
Совместно с родителями нужно научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, формировать умение детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Таким образом, к концу дошкольного периода дети узнают об истории возникновения города, его достопримечательностях; получат представление о территории Республики Беларусь; о её природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края, знаменитых людях.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работу по закреплению необходимо продолжать и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, играх-драматизациях. Работа с дошкольниками может строиться в форме путешествий по родному городу, где дети будут иметь возможность любоваться красотой города, учиться беречь и любить свою малую родину. Дети с родителями могут принимать участие в праздновании Дня города и в других событиях, где будут иметь возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья, приобщиться к национальным традициям. Свои впечатления дети отразят в рисовании, конструировании, изготовлении макетов и подарков, которые вручат ветеранам в День Победы. В жизни много радостных переживаний, рассказывая о них ребенку, мы приобщаем его к своим делам, традициям, семейным и общечеловеческим ценностям.
Таким образом, прослеживается основной принцип нравственно-патриотического воспитания: от малого к большому: от частного к общему. Воспитывая любовь к родному краю, мы растим истинных патриотов Республики Беларусь.