"Создание благоприятного пихологического микроклимата
в группе детского сада"
Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей. Для детей коллектив – это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для их личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.
Но не всякий коллектив и не при любых условиях является эффективным инструментом воспитания. И не во всяком объединении дети чувствуют себя уютно и защищёно, ибо не всегда в нём складываются условия, благоприятные для личностного развития детей.
Какие же существуют пути, условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе?
Неуклонное внимание к положительным чертам учащихся, систематическое обращение их внимания на лучшие поступки товарищей создаёт добрую атмосферу в коллективе, заставляет детей тянуться к товарищам и старшим, стараться сделать друг для друга и для педагога что-то хорошее, приятное, радостное.
Чтобы в детском коллективе каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и уверенно, педагог должен умело управлять поведением детей, формировать здоровое общественное мнение, помогать каждому ученику занять определённую позицию и утвердиться в коллективе.
А для этого предполагается соблюдение следующих правил:
- не унижать, а возвышать личность каждого ученика;
- не угнетать, а оставлять шанс на исправление и положительное развитие личности;
- не гасить, а возбуждать интерес к знаниям, к здоровым и осознанным поступкам и поведению;
- опираться на положительные черты личности, развивая на их основе все другие ценные качества учащихся;
- меньше поучать, а больше приучать к самостоятельному выполнению порученных или избранных полезных дел;
- больше дела, меньше слов, памятуя, что только в деятельности формируются положительные качества, нормы и правила поведения учащихся.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для создания благоприятного психологического климата в детском коллективе можно широко использовать интерактивные игры. Игра имеет большое значение для развития ребёнка. В игре дети учатся осваивать новые для них социальные роли, познают окружающий мир, учатся взаимодействовать в нём с другими людьми. Но кроме этого игра выполняет ещё и диагностические функции. Ведя игру, вы можете наблюдать настоящий этико-психологический спектакль: богатую палитру отношений.
Психологические интерактивные игры, способствующие развитию у детей умения строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.
Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать к группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного общения детей друг с другом и со взрослыми.
ИГРА «Паутинка»
Цель: помочь детям познакомиться друг с другом и в ходе приятного и весёлого общения занять своё место в группе.
Необходимые материалы: клубок ярких ниток.
Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сообщить нам своё имя и что – то рассказать о себе.
Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в своё свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе…»(Ведущий берёт клубок в свои руки и начинает игру сам, называя своё имя. Затем зажимает свободный конец нити в руке и перекидывает клубок ребёнку, сидящему напротив).
«Если хочешь, ты можешь назвать нам своё имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перекинуть следующему.»
Таким образом, клубок перекидывается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затеи можно поговорить с детьми обо всём, что может способствовать групповой сплочённости.
После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребёнок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени, и может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернётся к Ведущему обратно. При запутывании нити можно с юмором обыграть ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно «связаны между собой».
ИГРА «Мы похожи»
Цель: помочь проявить как своеобразие каждого ребёнка, так и общие черты, объединяющие их.
Необходимые материалы: бумага и карандаши.
Инструкция: «Разбейтесь, пожалуйста, на пятёрки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет её членов. В этом списке можно написать, например: - у каждого из нас есть брат… - у каждого из нас есть мягкая игрушка… - мы все любим ходить в бассейн… и т. д. У вас есть 10 минут. Победит та команда, которая найдёт и запишет наибольшее количество общих черт».
Вопросы для обсуждения:
- Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
- Есть ли что–то такое, что объединяет всех детей группы?
- Есть ли что–то такое, что отличает тебя от всех детей группы?
- Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь отличаться от всех?
- Каким должны быть друзья – похожими на тебя или совсем другим
ИГРА «Аплодисменты»
Цель: способствовать сплочению группы, создать в группе атмосферу взаимного принятия и хорошего настроения.
Инструкция: «Кто из вас бывал в театре или цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов».
Далее поставить стул в центре комнаты и попросить всех плотно окружить его со всех сторон.
«Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?»
В первый раз надо помочь группе рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ребёнку, они будут хлопать ещё сильнее.
Вопросы для обсуждения:
- Понравилось ли тебе получать аплодисменты?
- Тебе понравилось хлопать в ладоши?
- Как ещё можно показать окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?
- Хочешь ли ты, чтобы в группе тебе время от времени дарили признание и аплодисменты?
ИГРА «Двадцать вопросов»
Цель: привлечь внимание всей группы к одному из детей, что позволяет тому особенно остро ощущать себя членом группы, в то же время это побуждает всю группу думать о каждом отдельном ребёнке как о самостоятельном человеке, обладающем своими особенностями.
Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Двадцать вопросов». Она называется так потому, что вы мне можете задать именно двадцать вопросов, чтобы угадать, кого из вас я загадала. Если хотите, вы можете спрашивать о внешнем виде этого человека, например. О цвете его глаз, а можете спрашивать о его особых качествах и умениях, о чертах его характера. Когда у кого-нибудь из вас возникнет идея, он может молча поднять руку, пока никого не называя. Лишь только тогда, когда я отвечу на все двадцать вопросов, вы можете высказать свои предположения о том, кого же я загадала».
Вопросы для обсуждения:
-Ты быстро угадал, о ком идёт речь?
-Есть ли среди твоих одноклассников дети, похожие друг на друга?
-Есть ли в группе кто-нибудь, кто похож на тебя?
ИГРА «Интервью»
Цель: наладить хороший контакт детей с педагогом.
Эта игра поможет Вам улучшить контакт с детьми. Игра даст возможность создать в группе атмосферу открытости и честности.
Инструкция: «Я хочу предложить вам сыграть в игру, которая протекает следующим образом… Вы получаете десять минут на то чтобы побольше узнать обо мне. Каждый из вас может подойти ко мне и задать мне какой- нибудь вопрос. Ну, например, «Вы замужем?» После того, как один ученик задаст свой вопрос. Он возвращается на своё место, а я отвечаю. Затем ко мне может подойти следующий и задать свой вопрос. Итак, у вас ровно десять минут, чтобы получше познакомиться со мной. Но я хочу удовлетворить и собственную любознательность, и потому я буду задавать вопросы всей группе. Я уверена, что после такой игры мы будем больше знать друг о друге, и это поможет нам легче находить общий язык».